Особенность работы с детьми
Детская психотерапия требует особой ответственности в организации терапевтического процесса со стороны взрослых – как психолога, так и родителей. Сам ребенок не может еще отвечать за себя, но при этом остро нуждается в четких границах, понятных правилах, последовательности. Это важно для обеспечения безопасной и доверительной обстановки в терапии. Также важно, чтобы доверие ребенка к очередному человеку не было обмануто.
Поэтому работа с детьми имеет определенные рамки и этапы:
- Диагностика (до 5-7 встреч) – оценивается состояние ребенка и семьи в целом.
- Договор с родителями – по результатам диагностики обсуждаются возможности дальнейшей работы, цели психотерапии, правила, оплата.
- Непосредственная терапевтическая работа.
- Завершение работы – это встреча-«расставание» с ребенком, чтобы ребенок мог завершить начатые процессы и попрощаться, а также обсуждение результатов терапии и дальнейших перспектив.
Интенсивность работы – от 1 до 3 раз в неделю, иногда реже 1 раза в неделю, в зависимости от состояния ребенка и показаний. В ходе работы обязательно проводятся родительские встречи, на которых обсуждается терапевтическая динамика, трудности родителей, их чувства и переживания в связи с терапией и продвижением ребенка, даются рекомендации (по необходимости).
Работа с детьми также требует особых методов. Поскольку они еще не мыслят и не говорят, как взрослые, то основное место в работе с детьми занимает аналитическая игровая терапия. Именно через игру они осмысливают свой мир. Детская игра соответствует возрастным особенностям ребенка, степени его зрелости. Играя, ребенок выражает себя, свои надежды, страхи и желания. Если к игре ребенка отнестись серьезно и внимательно, попытаться понять его послание, она приобретает терапевтическую силу.
Игровые фантазии детей – результат внутренней переработки их переживаний, который выражается в символах и метафорах. Разгадывать их скрытый смысл – задача детского терапевта. Он должен перевести язык детских фантазий на язык взрослых, чтобы понять ребенка, а затем на языке игры дать ему обратную связь. Именно понимание игры терапевтом и взаимодействие с ним дает ребенку возможность справиться со своими переживаниями. Таким образом, дети получают возможность в игре опробовать возможные решения своих проблем, получая при этом защиту и поддержку. После этого они могут переносить усвоенный опыт в реальную жизнь, во взаимодействие с другими людьми.